Юбилей "Ленинца"

А на "Севмаше" сегодня отметили полвека со дня сдачи Военно-морскому лоту атомной подводной лодки К-137 «Ленинец». Корабль стал родоначальником отечественных подводных ракетоносцев стратегического назначения.
Успешный запуск трёх ракет, а значит, подводная лодка прошла испытания. 50 лет назад 5 ноября 67 года "Севмаш" сдал флоту подводную лодку «Ленинец». Субмарина проекта 667А стала первой советской подводной лодкой второго поколения. И позволила установить равновесие в ядерном противостоянии между СССР и США. Сегодня в музее "Севмаша" собрались те, кто лично причастен к строительству легендарного атомного ракетоносца. Построили новую лодку в рекордные сроки, которые диктовало правительство. От закладки до передачи флоту - всего три года. На завод пришёл проект, а вот как его реализовать придумывали на ходу.

Елена Зуева, ветеран «Севмаша»
«Не было же прототипов, поэтому писали, как загрузить, как состыковать, где разместить».

Елена Константиновна Зуева на проекте работала инженером-технологом. Специализировалась на реакторном отсеке. В нём же мастером работал муж Вячеслав Зуев. А её отец возглавлял строительный отдел "Севмаша". Если бы не скромность, и она попала бы на историческое фото подписания приёмочного акта.

Елена Зуева, ветеран «Севмаша»
«Вот эта фотография здесь есть, к сожалению, там у меня Слава куда-то отошёл, или с кем-то разговаривал, а папа там сидит, но я постеснялась в такой коллектив влиться».

А вот для Бориса Залмановича Каза, который на проекте работал сдаточным механиком, гораздо больше самого подписания запомнился другой момент. На пороге комплексных испытаний при очистке атомного реактора химикатами, на него по ошибке поставили технологическую крышку, покрытую изнутри резиной.

Борис Каз, ветеран «Севмаша»
«За счёт температуры эта резина отслоилась, порвалась и разнесло её по всему первому контуру, это была страшная катастрофа, никто не знал, как эту резину удалить, это были такие мгновения, времена, что казалось всё, заказ погублен».

Решение в казалось, безвыходной ситуации, нашли технологи "Севмаша". Оказалось, что резина крошится при температуре в 300 градусов. За несколько дней была сделана специальная система, по которой в реактор подавался горячий пар и выдувал уже резиновую взвесь. Работы проводили круглосуточно в течение двух недель, и в итоге реактор был очищен. А лодка всё-таки отправилась на испытания, которые прошли успешно. Как и последующие 27 лет на боевом посту. В Северодвинск «Ленинец» возвращался в 72 и в 82, проходил ремонт и модернизацию на «Звёздочке». В 2003 году «Ленинец» был утилизирован.
Опубликовано: 7 ноября 2017
Просмотров: 439

Комментарии