Первый путь до Судостроя

Уникальные фотографии строительства первой железной дороги Судостроя нашли сотрудники краеведческого музея.

Уникальные оригиналы фотографий строительства железнодорожной ветки Судострой - Исакогорка представил северодвинский музей к 80-летию начала железнодорожного сообщения. На её возведение в 36 году дали всего 4-е месяца. На разведку местности отправили двух москвичек комсомолок.

Валентина Стурова, директор Краеведческого музея
«Однажды они получили задание пройти до Архангельска пешком, через болота, чтобы нанести на карту будущую линию электропередач и линию железной дороги. Они пошли, кругом болото было, заблудились и трое суток плутали в этом болоте. Вышли на берег озера и встретили рыбака, оказалось, что он из Рикасихи».

В итоге путь девушки всё же проложили. И первостроители уложились в сроки. Причём, в основном это был ручной труд. Его запечатлели секретные фотографии, которые в архив музея еще в 78 году передала бывшая хронометражистка Желдорстроя, Нина Яковлева Симанова.

Любовь Карпова, научный сотрудник северодвинского краеведческого музея
«Передала свои личные фотографии, датированные 1937 годом, в которых отражены все этапы долгого строительства железной дороги от Никольского устья до станции Исакогорка. Именно на этих фотографиях изображено: как же широко использовался ручной труд, и как же мало было техники! Тот единственный экскаватор, который тонул у них в болоте между 11 м и 17м километром, тоже вошел в кадр».

Работа была сложной. Рельсы регулярно уходили в болото. И единственный экскаватор так же регулярно топили.

Любовь Карпова, научный сотрудник северодвинского краеведческого музея
«Там, где железная дорога, примерно, там этот путь и проходил. Болото было настолько близко, настолько сложны были все этапы строительства, что было принято решение руководством нашей стройки где-то отступить от проектной оси, и прямо по грунтовой дороге по Онежскому тракту, где- то там эта узкоколейная ветка шла. Она не была прямая, путь не был ровный».

Узкоколейка использовалась только в промышленных целях. Людей по ней не перевозили. Зимой до Исакогорки они добирались пешком, летом - по воде. Следующие два года параллельно с узкоколейкой строилась нормальная железная дорога. И только в августе 38-го года по ней пустили первый пассажирский состав. Билет на него тогда стоил 4 рубля 40 копеек.
Опубликовано: 3 ноября 2016
Просмотров: 421

Комментарии